Логин: Пароль:   |   Регистрация  Забыли?

Каким будет госрегулирование рыбной отрасли после 2018 года?

28 марта,  Журнал «Рыба и морепродукты»  |  8 комментариев


Обозначенный Президентом национальный приоритет 21 века — развитие Дальнего Востока начинает обретать свои очертания. Сегодня Дальний Восток — это богатые полезными ископаемыми недра и богатый морскими биоресурсами океан, непростые климатические условия, неразвитая инфраструктура и малочисленное население. Близость макрорегиона к торговым путям и растущим рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона открывает выгодные экономические и геополитические перспективы. Создание так называемой сети территорий опережающего развития — проект для всех российских налогоплательщиков не дешёвый, а потому ответственность за все решения власти на этом пути велика.


Проект века под названием «Развитие Дальнего Востока» стартовал с образования в мае 2012 года Министерства по развитию Дальнего Востока, которое получило полномочия по согласованию всех госпрограмм в соответствии с интересами территорий опережающего развития. Финансирование же Госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» практически свелось только к строительству транспортной инфраструктуры. В стадии разработки находится проект ФЗ «Об условиях ускоренного развития Дальнего Востока» и проект ФЗ «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». В минувшем году Госдума приняла поправки о введении налоговых каникул для новых несырьевых производств, упрощенных условий и процедур разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни для участников инвестпроектов.


Конкуренция в АТР за капитал, за создание высокооплачиваемых рабочих мест — очень острая и выиграть эту острейшую борьбу — задача не из лёгких. Выбора у России нет — либо мы выигрываем эту конкуренцию, либо её выигрывают Китай, Корея, Япония и другие страны. Чтобы привлечь на 1 бюджетный рубль 20 рублей инвестиций, государство должно обеспечить потенциальным инвесторам полную определённость и прозрачность законодательства, экономические стимулы, соответствие правовой базы международным нормам.


Формируя условия и точки входа в масштабные проекты государственно-частного партнёрства, для инвесторов, желающих прийти на Дальний Восток, власть в лице Федеральной антимонопольной службы наткнулась на рыбные картели, а также длительные неконкурентные процедуры в рыбном секторе. С 2013 года противостояние рыбаков и ФАС не утихает. Ведь Дальний Восток-это 70% добычи рыбы и перемен в правилах игры здесь не избежать. В чём только не пытаются рыбаки обвинять ФАС, только причина грядущих изменений — в смене экономической и геополитической моделей. И в этой ситуации рыбная отрасль должна выбрать наиболее благоприятный сценарий развития. Пока что, сторонам удалось договориться лишь о сохранении основы «исторического принципа», который действует во всём международном рыбацком сообществе.


Процесс формирования территорий опережающего развития в рыбохозяйственном секторе идёт полным ходом. В Приморье разрабатывается концепция рыбопромышленного кластера совместно с японской группой компаний Smart City Planning Inc. Сахалинская область формирует инвестиционные площадки, на базе которых будут образованы индустриальные парки, а также центр развития марикультуры на Дальнем Востоке. На западе Сахалина планируется создать морской биотехнопарк, в состав которого войдет комплекс по выращиванию молоди трепанга, гребешка и других высокорентабельных видов биоресурсов, наиболее востребованных на рынках стран АТР. Научным партнером технопарка выступил Яньтайский биотехнопарк (КНР) — самый крупный подобный объект в мире. Определены рынки сбыта будущей продукции, заключены предварительные соглашения с покупателями из Гонконга.


О том, каким будет госрегулирование отрасли после 2018 года, когда истечёт срок 10-го закрепления квот за предприятиями, мы беседуем с Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерием Язевым.


— В Поручениях Президента чётко обозначен вектор на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Какие шаги на Ваш взгляд в этом направлении предстоит сделать рыбной отрасли? Какие изменения законодательства это потребует? Какие обязательства будут предъявлены обладателям квот? И что станет порогом входа в отрасль? Возможно — это будет наличие перерабатывающих мощностей, собственного флота?

— Я являюсь членом рабочей группы по подготовке предложений, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, созданной при Администрации Президента Российской Федерации. Данная рабочая группа активно действует уже около двух лет, и, в частности, отслеживает эффективность и достаточность принимаемых Правительством Российской Федерации мер по решению поставленных в поручениях Президента задач. В этой связи необходимо отметить, что мероприятия по стимулированию и государственной поддержке производства пищевой и иной продукции из водных биоресурсов с высокой степенью переработки и ее экспорта предусмотрены Государственной программой Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», которая утверждена Правительством Российской Федерации 7 марта 2013 года (распоряжение № 315-р).


В настоящее время Минсельхоз России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализует План мероприятий («дорожную карту») о подготовке нормативных правовых актов, направленных на выполнение Госпрограммы. В соответствии с указанным Планом в ближайшее время планируется принятие постановлений Правительства, которые позволят оказывать государственную поддержку производства пищевой и иной продукции из водных биоресурсов с высокой степенью переработки.


В частности, планируется продлить срок действия постановлений для предоставления субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на цели строительства и модернизации рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции. Также в Правительство внесен законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части отнесения перерабатывающих предприятий к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, который позволит оказывать государственную поддержку указанным предприятиям наравне с иными сельскохозяйственными организациями. В Государственную Думу данный законопроект пока не внесен. Все перечисленное является задачами ближайшего времени.


В отношении же долгосрочных перспектив развития рыбохозяйственного комплекса и сопутствующего законодательства, в том числе после 2018 года, хочу заметить, что при любых нововведениях необходимо, прежде всего, думать о людях, чья судьба и сама жизнь связана с правом доступа к эксплуатации ресурсов. В этой связи все принимаемые решения в сфере развития рыбохозяйственного комплекса должны иметь своей целью обеспечение устойчивого социально-экономического развития приморских регионов Российской Федерации, укрепление продовольственной безопасности, а также повышение экономической эффективности работы рыбохозяйственного комплекса приморских регионов на основе рационального и неистощимого использования водных биоресурсов.


Одним из самых часто обсуждаемых вопросов является целесообразность сохранения так называемого «исторического принципа» распределения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов и предоставление преимущественного права получения квот на новый срок тем лицам, которые осуществляют рыболовство на основании «исторического принципа». Исторический принцип закрепления долей призван предоставить предприятиям возможность осуществлять планирование своей работы не только на 10 лет, но и на более долгосрочную перспективу (20 и более лет), стимулировать наиболее полное освоение выделенных квот, а также практически устраняет различные коррупционные схемы распределения. В этом вопросе наш Комитет всегда поддерживал, и будет поддерживать мнение рыбохозяйственной общественности, которая считает, что наделение правом промысла нельзя превращать в приглашение всех желающих и обладающих денежными средствами заняться видом деятельности, которая требует специальной подготовки и является образом жизни рыбаков.


— Как показывают опросы общественного мнения, основным показателем эффективности рыбной отрасли является рост среднедушевого потребления рыбы населением. Не секрет, что жители центральной части России дальневосточной рыбы на прилавках магазинов по доступным ценам не видят. На полках магазинов в основном зарубежная аквакультурная рыба, много подделок, либо цена для большинства населения неподъёмна. Есть ли на Ваш взгляд возможности расширения поставок отечественной рыбы с приморских регионов в центральную часть России?

— В целом, по обеспечению продовольственной безопасности ситуация может считаться удовлетворительной. По последним данным Росрыболовства, колебание доли отечественной рыбной продукции происходит около порогового уровня в 80%. При этом экспортируемые и импортируемые Россией виды рыбной продукции различаются. Так, основные объемы экспорта приходятся на минтай, тихоокеанскую сельдь, треску, пикшу, ставриду и тихоокеанский лосось, в то время как завозится в Россию преимущественно атлантическая семга и форель (продукция аквакультуры), атлантическая сельдь, скумбрия, сардина и мойва.


Основной по объему экспорт осуществляется из дальневосточного региона в страны АТЭС, которые расположены близко и логистически более выгодно к районам промысла, а импортируется продукция аквакультуры (практически не производимая в нашей стране) и продукция атлантической рыбы, которую легче доставлять в европейскую часть России, где сосредоточено основное население. Более того, атлантическая сельдь более востребована отечественными переработчиками в силу технологических свойств, чем тихоокеанская. Самую большую долю в импорте рыбы Россией (22% всего импорта) составляет свежая и охлажденная аквакультурная рыба, что указывает на значительный объем этого сектора в нашей стране. Очевидно, что дальневосточная рыба пока не в состоянии занять эту нишу в виду удаленности районов промысла и дороговизны транспортировки. Поэтому, ключевым моментом является реализация недавно принятого ФЗ «Об аквакультуре» и разработка мер поддержки отечественных аквакультурных хозяйств.


— Конкурентоспособность российской портовой инфраструктуры для рыбной продукции сегодня невысока. Готовы ли российские порты к увеличению поставок рыбы на внутренний рынок?

— К сожалению, пока мы вынуждены констатировать плачевное состояние береговой инфраструктуры в большинстве прибрежных регионов. Нерешенность этих проблем негативно сказывается на деятельности морских рыбных терминалов, приводит к затовариванию рыбы на портовых холодильниках и в конечном итоге отражается на её стоимости и качестве. Наиболее остро данный вопрос стоит в Приморском крае, где через причалы в портах Владивосток, Находка и Зарубино ежегодно перегружается более 50% всей рыбопродукции, поставляемой на российский берег, а также в Мурманской области, где отгружается порядка 20% рыбопродукции.


Решение вопроса возможно при создании на базе существующих рыбных терминалов логистических центров, на территориях которых будет предусмотрено строительство холодильников для длительного хранения рыбопродукции и создания условий для её дальнейшей отправки потребителям во все регионы Российской Федерации. В настоящее время ведется проработка вопроса создания в Приморском крае подобного рыбопромышленного комплекса, включающего в себя холодильные мощности, современную портовую и транспортную инфраструктуру и рыбоперерабатывающие производства.


— Как же снизить наценку посредников-перекупщиков, чтобы рыба была доступна по цене?

— Увеличение поставок рыбной продукции на территорию Российской Федерации — это одно из ключевых направлений развития рыбной отрасли. Эти поставки сейчас сдерживаются разными факторами от ценовой конъюнктуры рынка, до логистических проблем и административных барьеров. За прошлый год много было высказываний и обвинений в адрес рыбаков в непатриотизме, чрезмерной экспортной направленности. Однако, пока это только общие цифры и лозунги.


В этой связи Росрыболовству и Минсельхозу необходимо вести постоянный мониторинг за уровнем цен, загрузкой холодильных мощностей, объемом и глубиной береговой переработки. Такая работа уже началась в прошлом году. В частности, в Росрыболовстве накоплен достаточно большой материал по динамике тарифов на перевозку с Дальнего Востока, сейчас ведется мониторинг по холодильникам. Все это позволит более адекватно анализировать ситуацию и принимать обоснованные решения.


— Ваше мнение в отношении перспектив, подготовленных Минсельхозом изменений в Налоговый кодекс РФ по введению дифференцированного подхода к определению ставок сбора за право пользования объектами водных биологических ресурсов? Принятием данного законопроекта власти намерены простимулировать поставки рыбы на внутренний рынок и отечественную переработку. Минфин считает, что пересмотр ставок сбора с учётом инфляции необходим. В тоже время, Минэкономразвития обращает внимание на сложность администрирования реализации такого подхода. Рыбацкая общественность настроена по отношению данного законопроекта критично.

— В целях комплексного подхода к законодательному регулированию рыбной отрасли, Минсельхозом России в конце 2013 года создана рабочая группа по подготовке предложений по развитию рыбохозяйственного комплекса, в том числе по совершенствованию законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. В связи с тем, что в указанную рабочую группу вошли как представители государственной власти (исполнительной и законодательной), так и представители различных организаций рыбной отрасли, сейчас созданы все необходимые условия для всестороннего изучения и анализа ситуации, сложившейся в рыбохозяйственной сфере, а также выработки единого подхода к дальнейшим необходимым для эффективного развития отрасли законодательным изменениям.


Проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (дифференцированные ставки сбора за право пользования объектами водных биоресурсов) обсуждался на расширенном заседании указанной рабочей группы 25 февраля сего года. Рыбацкое сообщество выразило обеспокоенность тем, что понуждая его к увеличению поставок продукции морского промысла на российский берег для целей переработки, государство может лишить его налоговых льгот и преференций.


В связи с высказанными замечаниями было решено проанализировать с отраслевыми научными учреждениями действующие ставки сбора по видам водных биоресурсов в зависимости от районов добычи (вылова) и территориальных режимов осуществления рыболовства и представить рекомендации по сбалансированности ставок, в том числе в зависимости от общей промысловой нагрузки на виды водных биоресурсов. После обобщения результатов процедуры общественного обсуждения указанного законопроекта будет определен дифференцированный подход в установлении ставок сбора за право пользования объектами водных биоресурсов и возможные механизмы реализации согласованных предложений.


— Ваш прогноз — возможно ли упрощение таможенного оформления построенных за рубежом рыбопромысловых судов при заходе в российские порты? Есть ли в этом направление реальные подвижки?

— Этот вопрос регулярно обсуждается на совещаниях различного уровня и формата, однако никаких решений по сути пока не принято. Безусловно, указанный вопрос требует проведения скрупулёзного анализа ситуации за предыдущие годы и взвешенного, перспективного с точки зрения долгосрочного планирования развития рыбной отрасли решения. Думаю, что вопрос целесообразности освобождения от уплаты таможенных пошлин и НДС судов рыбопромыслового флота, построенных, приобретенных, отремонтированных, модернизированных и переоборудованных за рубежом, нужно решать с учетом того, не создаст ли положительное решение прецедент, который приведет к необходимости разрешить аналогичную таможенную и налоговую «амнистию» в других отраслях экономики.


— Ваше отношение к инициативам ФАС по рыбохозяйственному комплексу в целом? И каков на Ваш взгляд должен быть механизм регулирования соответствия объёма выделяемых предприятиям квот и наличию у них флота?

— В настоящее время в соответствии с поручением Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Минсельхозом готовится доклад по результатам обсуждения в 2013 году предложений Федеральной антимонопольной службы.


Сегодня рыбодобывающий сектор в целом демонстрирует положительную динамику даже при сохранении сырьевой направленности экспорта. Однако, даже при благополучном рыбодобывающем секторе прибыль сравнительно невелика, что является существенным фактором риска. Неверное административное решение может мгновенно отбросить отрасль на 7-8 лет назад, когда около половины предприятий были убыточными.


Считаю, что все решения, которые могут быть приняты по вышеназванным инициативам, должны основываться на результатах оценки регулирующего воздействия. Вместе с тем, несмотря на прогнозирование социально-экономических последствий реализации законодательного акта при его разработке, зачастую, в ходе непосредственного применения его норм формируются новые предложения и взгляды на способы эффективного законодательного регулирования тех или иных правоотношений. В этой связи большое количество проблем, сдерживающих развитие рыбохозяйственного комплекса, остается нерешенным или решается крайне медленно.

Полагаю, что сейчас нет «универсальной» формулы соответствия объема выделяемых квот и наличия флота. В среде профессиональных рыбаков также нет единства в отношении существующих вариантов решения.


— Ваш прогноз в отношении изменения системы экономического управления водными биоресурсами? Будет ли государство искать системное решение, которое позволит обеспечить рациональное распределение ВБР между получателями квот и контролировать эффективное использование выделенных им ресурсов?

— Водные биологические ресурсы являются традиционным элементом обеспечения продовольственной безопасности России, основой жизни и источником занятости значительной части населения прибрежных субъектов Российской Федерации. При надлежащей государственной организации управления такими ресурсами обеспечиваются их устойчивый темп возобновления и рациональное использование нынешними и грядущими поколениями граждан России.


Анализ законодательных и нормативных документов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время сформирован механизм государственного управления рыболовной отраслью России с высокой степенью централизации на федеральном уровне. Специалисты указывают на отсутствие четкого разграничения полномочий между уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Необходимо продолжить системную работу по разграничению полномочий в сфере управления водными биоресурсами между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Остановлюсь ещё на одной важной проблеме, касающейся присутствия наших рыбаков на просторах Мирового океана. Освоение биоресурсов Мирового океана является стратегически важным и экономически перспективным направлением развития российского рыбопромышленного комплекса. В зарубежных странах океаническое рыболовство позволяет в значительном объёме решать проблему продовольственной безопасности без истощения собственных запасов рыбы. Кроме того, это рабочие места и развитие по всем направлениям освоения Мирового океана. В ближайшие годы борьба за естественные океанические ресурсы между странами усилится, и настанет момент, когда они будут полностью распределены. Поэтому, России необходимо незамедлительно решить вопрос о вылове биоресурсов за пределами её исключительной экономической зоны (ИЭЗ), вопрос о сохранении и развитии отечественного рыболовства в этих районах. Сегодня российские компании, осуществляющие промысел за пределами ИЭЗ, в силу ряда нерешённых вопросов, не могут заключать долгосрочные договора пользования водными биоресурсами, их квотирования и т.д.


Конечно, в одной статье трудно осветить весь круг вопросов, стоящих на повестке дня рыбопромысловой отрасли, но все они находятся в поле зрения нашего Комитета. Мы намерены и дальше делать все, чтобы сохранить и приумножить рыбные ресурсы, поддержать нелёгкий труд рыбаков, чтобы он оценивался по достоинству.


Беседу вела Анна Горнова




Комментарии посетителей


0
Гость
Большая проблема у нас сегодня в том, что государство едва ли способно вырабатывать системные меры и решения. Науку загнали. Практически некому делать исследований - базу для успешных законов и решений. Да и самой системы как таковой не осталось. Отдельные куски и фрагменты, уцелевшие со времён СССР.
Имя Цитировать 0
0
Сергей
Предлагаемая подзаконная база по аквакультуре хуже чем прежняя. Лучше б не трогали то что было.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Изменение ставок сбора за ресурсы неизбежно скажется на конечной цене продукции и на кармане потребителя. Этот вопрос надо верно просчитать.
Имя Цитировать 0
0
LEX
неподъёмная для большинства населения цена складывается по итогам наценки сетей ретейла. И с ними бороться никто похоже не собирается и не желает. А надо бы.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Мы самодостаточная по всем ресурсам страна и можем вполне прокормить себя сами. Крымский вопрос всё это наглядно показывает. Зачем же закупаем всякую дрянь за рубежом? В Россию Евросоюз, Америка завозит товары для третьих стран. Кто в этом виноват? Необходимо уже давно было встряхнуть наших обладателей ресурсов и обязать строить и развивать свои производства и инфраструктуру.
Имя Цитировать 0
0
Гость
То что суда российских судовладельцев не заходят в российские порты, означает что и деньги не заходят в наши порты. Вообще считал ли кто - нибудь в Минсельхозе сколько таких летучих голландцев? :D
Имя Цитировать 0
0
Алекс
На очень грамотный вопрос Анны об изменении системы экономического управления ресурсами господин Язев не дал ответа. И здесь надо подключаться рыбацкому сообществу. Ждать когда придумают чиновники не приходится.
Имя Цитировать 0
0
Самур
Проблему недостаточности российского законодательства, определяющего условия предоставления права промысла для пользователей, осуществляющих вылов водных биоресурсов в международных конвенционных зонах, в которых не предусматривается определение национальных квот вылова. Нужны изменения в правовые акты Российской Федерации, в т.ч. , в постановления Правительства России № 604 от 12.08.2008г. и № 643 25.08.2008г. с целью приведения правовых механизмов Российской Федерации, регулирующих предоставление права промысла (лимитов, квот) российским пользователям, в соответствие с действующим в ряде международных организаций по рыболовству порядком осуществления управления водными биоресурсами в зонах их действия путем установления промысловых усилий или других показателей, характеризующих промысловые возможности судов. В то же время надо понимать, что проблема носит комплексный характер. Нужны специальные целевые инвестиционные программы по модернизации флота. Как показывает практика, высокая международная конкуренция, приводит к тому, что рентабельными и экономически эффективными будут только современные суда, а на консервных банках далеко не уплывешь...
Имя Цитировать 0

Ваше мнение


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 


 Наверх