Журнал «Рыба и морепродукты» — всё о рыбной промышленности России

Поиск по сайту

Журнал

Новости

Каталог

Доска объявлений

Выставки

Реклама

Подписка

Контакты

Реклама

ООО «Дэльфэль» (г. Ростов-на-Дону)

Компания предлагает комплексное оборудование рыбоводных хозяйств. Садковое оборудование: морские садки, садки для внутренних водоемов, садковые линии. В ассортименте дели для рыбоводных садков, сети узловые, безузловые, латексные. Производим подбор рыбопосадочного материала.

Тел.: (+7 863) 200-02-57, (+7 863) 246-63-96
E-mail: info@delfel.ru, www.delfel.ru




Актуальные проблемы рыбопромыслового флота России

/ 25 июня 2010


Хочу напомнить, что судостроение — это отрасль тяжёлой промышленности, производящая постройку судов всех типов и назначений. Мы хорошо знаем проблемы этой отрасли и благодаря постоянному внимания высшего руководства страны активно участвуем в преодолении этих проблем. По крайней мере, в той части, которая касается строительства судов рыбопромыслового флота. Как это ни банально прозвучит, но рыбохозяйственная отрасль без судов не может работать.


В каком же состоянии находится рыбопромысловый флот России?

К началу этого года судов мощностью более 55 кВт в стране насчитывалось:

  • добывающих судов — 2067 ед.;
  • обрабатывающих судов — 23 ед.;
  • транспортных рефрижераторных и приёмно-транспортных судов — 269 ед.;
  • судов федерального подчинения (научно-исследовательские, аварийно-спасательные, учебные и рыбоохранные суда) — 60 ед.;
  • вспомогательных судов — 1008 ед

Вот такие невесёлые цифры.


За последние шесть лет с 2003 года количественный состав судов рыбопромыслового флота основных типов уменьшился на зловещее число — 666 ед. Теперь этот флот составляет — 2419 ед.


Пугает и возрастной состав судов рыбопромыслового флота. У нас:

Старше 20 лет — 2492 судов, в возрасте от 10 до 20 лет — 775 судов и лишь 160 судов — до 10 лет.

90 % судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60 — 80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. Технико-эксплуатационные характеристики остались на уровне последней четверти прошлого века.


Рыбопромысловый флот России вымирает.

За последние 2 года пополнение составило лишь 68 судов. Из них — только два «новостроя». В то же время списано на слом — 252 единицы флота.


По нашим оценкам, при условии максимально возможного продления сроков эксплуатации, в составе добывающего флота Российской Федерации через десять лет останется в эксплуатации 1098 судов всех типов.


При этом дефицит добычи (вылова) водных биоресурсов составит:

к 2013 году — около 626 тысяч тонн;

к 2017 году — 2,4 млн. тонн;

к 2020 году — 3,9 млн. тонн.


Всё это неминуемо приведёт к банкротству значительной части рыбохозяйственных организаций, резкому снижению основных показателей производственного потенциала отрасли:

— ежегодные объёмы вылова водных биоресурсов упадут до 2,2 миллиона тонн;

— количество рабочих мест в рыбохозяйственном комплексе сократится на 46 тысяч единиц.


Ежегодные прямые потери федерального бюджета от недопоступления налогов и сборов за счет падения объёмов вылова водных биоресурсов и сокращения количества рабочих мест уже в 2013 гг. составят — 4 миллиарда рублей, а к 2020 году достигнут 16,1 миллиарда рублей.


В такой, прямо скажем, тяжёлой ситуации мы взялись за консолидацию возможностей и синхронизацию работы по возрождению отечественного рыбопромыслового флота.


Федеральное агентство по рыболовству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало ряд программных документов, которые одобрены Правительством Российской Федерации. Основная цель этих документов — именно возрождение нашего рыбопромыслового флота.


К настоящему времени предусмотрены следующие меры государственной поддержки.

1) Субсидирование рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам сроком до 5 лет, полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов (в 2010 году выделено средств федерального бюджета в размере 150,66 млн. рублей).

2) Субсидирование рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического судового оборудования (в 2010 году выделено средств федерального бюджета в размере 31,28 млн. рублей).


Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества утвержден и вступил в силу с 1 января 2010 года Единый таможенный тариф, в котором в отношении некоторых видов судового и технологического оборудования для хранения, в том числе рыбной продукции, установлены более низкие ставки ввозной таможенной пошлины, чем в Таможенном тарифе Российской Федерации. В отношении отдельных видов судового и технологического оборудования для хранения, в том числе рыбной продукции установлена ставка ввозной таможенной пошлины 0%.


Однако, очевидно, что этих мер недостаточно. Более того, данные меры не могут обеспечить строительство крупнотоннажных судов рыбопромыслового флота типа БМРТ.


Поэтому к концу 2010 года планируется внести изменения в законодательство Российской Федерации. А именно:

— применение к основной норме амортизации судов рыбопромыслового флота отечественной постройки, учитываемых на балансе в качестве основных средств, специального коэффициента до 3 включительно (ускоренная амортизация).

— освобождение от уплаты таможенных пошлин, а также предоставление беспроцентной рассрочки по налогу на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации судов рыбопромыслового флота, приобретенных за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 января.

— освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость судоремонтных работ;

— обеспечение использования долей квот добычи водных биоресурсов в качестве предметов залога для получения кредитов.


Одним из приоритетных направлений своей деятельности Федеральное агентство по рыболовству определило выработку механизма обновления дряхлеющего рыбопромыслового флота.


Что мы видим на текущий момент?

Предложения зарубежных судостроителей и поставщиков комплектующего оборудования продолжают оставаться более привлекательными по сравнению с отечественными аналогами. Это обусловлено и ценой, и качеством и международным авторитетом фирм, верфей и банков.


Не удивительно, что рыбаки планируют поддерживать производственный потенциал своего флота путем приобретения импортных образцов.


Напомню, что и в советские времена основной состав рыбопромыслового флота страны был фактически построен за рубежом. Отечественного (российского) опыта строительства крупнотоннажных рыбопромысловых судов у нас практически нет.


Прежде вопросы политики в области судостроения для нужд рыбной отрасли находились введении Министерства рыбного хозяйства СССР, у которого были свои судостроительные предприятия. На них строились в основном маломерные и малотоннажные суда.


Среднетоннажные суда для прибрежного рыболовства и некоторые типы крупнотоннажного рыбопромыслового флота строились на предприятиях Министерства судостроительной промышленности СССР.


Крупнотоннажные и специализированные суда для нужд рыбной отрасли в основном приобретались за рубежом по линии Совета Экономической Взаимопомощи в ГДР и Польше, а также в странах: Норвегии, ФРГ, Испании, Дании и ряда других стран.


В Российской Федерации в настоящее время большая часть пользователей водных биоресурсов, обращающихся в банковские учреждения за предоставлением кредита на строительство судов, не способны исполнять обязательства по запрашиваемым ссудам, в том числе в связи с высокой кредитной нагрузкой, отсутствием свободной от обременения залоговой базы и недостатком оборотных средств и выручки.


Сложное финансовое состояние рыбодобывающих организаций не позволяет выстроить систему их кредитования для строительства новых судов, что в свою очередь приводит к невозможности создания плана-графика строительства серии судов с целью загрузки верфей, и, как следствие, удешевления стоимости строительства.


Российские судостроительные предприятия характеризуются избытком мощностей, которые в основном предназначены для ремонта и строительства кораблей военно-морского флота.


При этом существует значительный недостаток производственных мощностей, в том числе специализированных стапельных мест для строительства крупнотоннажного рыбопромыслового флота.


Другим недостатком отечественных судостроительных предприятий является морально и физически устаревшее технологическое оборудование, в связи с чем российские предприятия не могут конкурировать с судостроительными предприятиями Испании, Португалии, Норвегии, Китая и Южной Кореи.


Необходима модернизация отечественных судостроительных предприятий.

Строительство судов рыбопромыслового флота, с учетом необходимой минимальной реконструкции, может производиться на производственных мощностях:

  • ОАО «Северная верфь» г. Санкт-Петербург — мощности верфи позволяют строить весь спектр типов судов — от малотоннажного до крупнотоннажного;
  • ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» г. Калининград — все типы судов;
  • ОАО «Адмиралтейские верфи» г. Санкт-Петербург — все типы судов;
  • ОАО «Выборгский судостроительный завод» г. Выборг — все типы судов;
  • ОАО «Ярославский судостроительный завод» г. Ярославль — малотоннажные и среднетоннажные суда;
  • ОАО «Амурский судостроительный завод» — от маломерных до крупнотоннажных судов;
  • ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской Революции» г. Благовещенск — от маломерных до среднетоннажных судов;
  • ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод» г. Николаевск-на-Амуре — возможно строительство маломерных и среднетоннажных судов;
  • ОАО «Хабаровский судостроительный завод» г. Хабаровск — возможно строительство среднетоннажных судов;
  • ОАО «Дальневосточный судостроительный завод «Звезда», г. Большой Камень Приморского края — возможно строительство крупнотоннажных судов.

Повторю, опыта строительства крупнотонныжных рыбопромысловых судов в России, в том числе на вышеперечисленных предприятиях не было.


В марте 2009 года в г. Пусан (Республика Корея) Росрыболовством подписан с южно-корейской стороной «Меморандум о понимании» о строительстве в г. Находка на базе открытого акционерного общества «Приморский завод» судостроительного предприятия, специализирующегося на строительстве судов рыбопромыслового флота.


После ввода в эксплуатацию необходимых мощностей ООО «Российско-корейский судостроительный завод» (ООО «РосКор судостроительный завод»), сможет осуществлять строительство всех типов судов рыбопромыслового флота.


Для определения основных направлений обновления рыбопромыслового флота в первую очередь необходимо определить:

а) проекты перспективных рыбопромысловыхсудов;

б) верфи, где будет осуществляться строительство судов, и поставщиков комплектующего оборудования;

в) источники финансирования строительства.


Последовательно остановлюсь на этих вопросах.

1. Разработка проектов перспективных рыбопромысловых судов осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники». Достигнуто соглашение с Минпромторгом, что в части этой программы, касающейся проектирования рыбопромыслового флота, заказчиком будет выступать Росрыболовство.


2. Ответ на второй вопрос вытекает из повестки сегодняшнего совещания — будем строить на мощностях российских судостроительных предприятий, в том числе находящихся на Дальнем Востоке.


3. Решение третьего вопроса видим в реализации лизинговой схемы финансирования нового судостроения, которая предусматривает:

— 10—15 % авансового платежа в пользу лизинговой компании при подписании лизингового договора и последующий расчет за новое судно в течение 10—15 лет в зависимости от типа судна.


Анализ общей ситуации в российской судостроительной промышленности позволяет сделать вывод о целесообразности постройки современных судов рыбопромыслового флота с привлечением консорциумов, созданных из ведущих российских и зарубежных проектных и судостроительных предприятий на основе последних достижений мирового проектирования и судостроения.


В целях реализации программы обновления рыбопромыслового флота считаем целесообразным создание лизинговой компании в составе: ОАО «Россельхозбанк», Администрация Приморского края, Ассоциация добытчиков минтая, ФГУП «Нацрыбресурс».


Заемщиком и заказчиком в данном варианте будет указанная лизинговая компания (с уставным капиталом 250—300 млн. долларов США), которая могла бы привлечь дешевые кредитные ресурсы на длительный срок в зарубежных банках под гарантию ОАО «Россельхозбанк» для строительства судов и их последующей передачи в лизинг рыбодобывающим организациям. Указанные суда будут находиться в собственности лизинговой компании и зарегистрированы под российским флагом.


Создание лизинговой компании в данном варианте позволит:

— обеспечить оптимальные условия финансирования строительства судов рыбопромыслового флота за счет привлечения дешевого и более долгосрочного кредитного ресурса немецких банков;

— в значительной степени упростить решение вопросов надежности залогового обеспечения при финансировании проектов и обслуживании кредитов;

— обеспечить возможность контроля практической реализации проектов со стороны профильного федерального органа исполнительной власти — Федерального агентства по рыболовству;

— обеспечить надежность и рациональность целевого использования средств, привлекаемых для реализации данной программы путем неукоснительного соблюдения бюджетов строительства по каждому отдельному проекту и по программе в целом.


Это, на наш взгляд, приемлемый механизм. Хотя очевидно, что для получения положительного результата необходимо добиться полной слаженности и взаимопонимания между всеми участниками схемы лизингового механизма.


На основе заявок пользователей водных биоресурсов лизинговая компания будет заключать договоры на строительство судов рыбопромыслового флота с отечественными судостроительными предприятиями.


После оформления построенных судов в собственность лизинговой компании суда будут передаваться предприятиям отрасли на основании лизинговых договоров.


И последнее. Мы провели мониторинг потенциальных заказчиков на строительство рыбопромысловых судов в Дальневосточном регионе. Таковые есть.


В результате обобщения предложений, поступивших из органов исполнительной власти приморских субъектов Дальневосточного региона установлено, что общая потребность в строительстве рыбопромысловых судов на период до 2020 года составляет 244 единицы, в том числе:

— крупнотоннажных судов —  47;

— среднетоннажных судов —  101;

— малотоннажных и маломерных судов —  96


Мы уверены, что практическая реализация предложенной лизинговой схемы финансирования судостроения даст положительный результат и рыбопромысловый флот начнет обновляться.



Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний


Журнал «Рыба и морепродукты» № 2 2010 г.





Свежие новости


«Тазагрорыбпром» — продолжение рыбацких традиций Севера
Сегодня в рыбной прессе много пишется о новых продуктах, современных технологиях и прочих достижениях, но зачастую незаслуженно забываются простые рыбаки, благодаря тяжелому труду которых рыба появляется на наших столах. И на это есть объективные причины. Тяжелый труд, нестабильность экономической обстановки и ресурсной базы, да и неадекватная оплата, сделали рыбацкий труд непрестижным.

«Рыбный союз» подключился к «ветеринарной» системе «ВетВести»
Компании, входящие в «Рыбный союз», одни из первых получили доступ к системе электронных уведомлений для субъектов ВЭД, занимающихся оборотом продукции животного происхождения «ВетВести».

Процедуру общественных слушаний по общедопустимым уловам рыбы надо упростить
Инициирование общественных слушаний по вопросам общедопустимых уловов (ОДУ) рыбы необходимо оптимизировать, но не отменять, сообщил на пресс-конференции в понедельник губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Доставка дальневосточной рыбы по Севморпути сделает ее конкурентной на западе РФ
Активное использование Северного морского пути — кратчайшего из Европы в Азию — позволит рыбакам Хабаровского края вдвое быстрее доставлять дальневосточную рыбу в европейскую часть страны, минуя порты Владивостока и железную дорогу, сообщил на пресс-конференции в понедельник губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

С рыбы снимут лишнее Комментарии (2)
Правительство поручило Роспотребнадзору поступить с мороженой рыбой в толстой водяной глазури так же, как некогда с хлорированными американскими окорочками. «Я дал задание Онищенко прекратить ввоз рыбы, доля глазури на которой занимает до 30% ее веса», — сказал в пятницу первый вице-премьер Виктор Зубков (цитата по «Интерфаксу»). «Онищенко это понял и будет действовать так, как он действовал с куриными окорочками из США, которые обрабатывались хлорными растворами и наносили вред здоровью человека», — заявил он. Зубков потребовал от главного санитарного врача довести показатель глазури на рыбе до существующего стандарта — в 5%.



Tweet


Здесь Вы можете оставить свое мнение о новости, если же хотите продать, купить или предложить свои услуги — оставьте сообщение на нашей Доске объявлений.



Комментарии посетителей



ООО "Русский Виртус", 07.01.2011 15:16:46
СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЮБЫХ ТИПОВ СУДОВ НА ВЕРФЯХ КНР
БЫСТРО, КАЧЕСТВЕННО и НЕ ДОРОГО.

КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СМОТРИТЕ НА:www.virtus-china.ru


ООО "Русский Виртус", 07.01.2011 15:31:28
Поствка из КНР в РФ любых механизмов, оборудования, устройств и дельных вещей для судостроения и судоремонта.
Покупка судов на слом.
Организация строительства любых судов на верфях КНР, имеется опыт строительства ДЕВЯТИ различных судов ДЛЯ РФ.
Все построенные в КНР суда работают под флагом РФ и с документами РМРС.
Наши реквизиты и предложения смотрите:www.virtus-china.ru
E-mail:virtus-dl@mail.ru



Ваш комментарий


С помощью этой формы вы можете оставить комментарий к объявлению. Ваше мнение будет доступно для всех посетителей.


Имя:
E-Mail:
Сообщение:

Введите символы, которые видите на картинке (цифрами и латинскими, регистр неважен):
Защита от автоматических сообщений

← Список новостей / ↑ Наверх страницы / Версия для печати




Меню

Список новостей

Предложить новость

Свежий номер

Содержание журнала
и ссылки на скачивание

Реклама

Наши партнеры



Рыба Качатского края


Счетчики


Рейтинг@Mail.ru



Журнал

Новости

Каталог

Доска объявлений

Выставки

Реклама

Подписка

Контакты

© 2006–2011 Журнал «Рыба и морепродукты»